Что такое регаты, и почему вам туда не нужно

Обсудим самые распространенные заблуждения о регатах, расскажем, что это такое на самом деле и, возможно, спасем ваш отпуск.
А начнем с того...


Чем регаты не являются

  1. Регаты — это не путешествия. Разве что совсем немного.
    Да, на регату нужно будет лететь, а потом возвращаться обратно, и до или после недели гонок можно устроить себе программу на свой вкус — если там, где эта регата проводится, есть для этого какой-то потенциал. Но сама по себе регата таких возможностей обычно не даёт. Вечерние прогулки после финиша можно, конечно, засчитать за элемент путешествия, но с весомой долей иронии, так как прогулки эти обычно не далее ближайшего паба.
  1. Регаты — это не круизы. Это не тот случай, когда легкий ветерок треплет вам волосы, а ласковая волна отражается в бокале розового. Это возможно, но по дороге от финишной линии до места ночной стоянки, не более. Или в случае штиля, но об этом ниже.

  2. Регаты — это не отпуск с семьей. За исключением тех семей, в которых все уже увлечены или еще пытаются увлечься парусным спортом. Не нужно пытаться собрать всех старших и младших родственников, если только они сами этого н ехотят. Перед тем, как подтвердить их участие, дайте им прочитать этот текст. Еще нужно иметь ввиду, что на регатах можно услышать 11-этажный мат на стартовой (и не только) линии, услышать его же по рации, а еще услышать его от вашего собственного капитана. Если вопль «Правый галс, блядь!» вызывает у вас диссонанс, то не рискуйте и выбирайте для себя нежные флотилии вместо брутальных соревнований.

Итак, регата — это соревнование парусных яхт на время и скорость.

Одна яхта не может участвовать в регате, для регаты нужен хотя бы один соперник. В регате не используется двигатель, единственным источником тяги являются паруса. Яхты стартуют, соревнуются и финишируют — вот что такое регаты. Если собралась группа яхт и они ходят друг за другом из марины в марину, это называется флотилией, и это не регата. Большинство «регат», рекламу которых вы видите в инстаграме, на деле являются флотилиями. Даже если в процессе этих ивентов есть 1-2 коротких игровых гонки.

Для проведения соревнований нужен ветер и только он. Ветра может не быть или быть слишком мало, тогда гонки переносятся или отменяются. Ветра может быть слишком много, тогда гонки тоже могут быть перенесены или отменены. А могут и состояться, если средний уровень участников позволяет провести соревнования в сложных условиях. А еще ветер образует волны. Волны качают лодки. Вместе с лодками качаются люди, и бывает, что людей укачивает. Волны разумных размеров не являются помехой для проведения гонок. Разумные размеры волн в формате любительских гонок на круизных (не специализированно спортивных) яхтах — до 2-3 метров в зависимости от прочих условий.

Иногда ветер есть, и гонки начинаются. А потом ветер стихает или пропадает вовсе. В такой ситуации гонки часто не отменяют в надежде на возвращение ветра, и начинается довольно изматывающее стояние или очень вялое движение. Если вы не из тех людей, кто радуется самому факту нахождения на воде, соревновательному элементу, солнцу и морю, то вам может быть довольно тяжело и очень скучно.

Иногда ветер средний, и гонки начинаются. А потом ветер усиливается, а вместе с ним усиливается и волна. Лодку начинает сильно кренить, летят брызги, усиливается качка. Если вы не из тех, кто любит драйв, а еще радуется самому факту нахождения на воде, соревновательному элементу, солнцу и морю, то вам может быть довольно страшно и дискомфортно.Иногда вы приезжаете на регату, и все остальные участники тоже приезжают. Регата объявляется открытой, а ветра нет. Его нет сегодня, нет завтра и даже послезавтра тоже нет. Несчастный судейский комитет каждый день присылает гоночные дистанции, пытается выгнать всех на стартовые линии, тянет время в ожидании хоть какого-то дуновения, но все тщетно. Организаторы в зависимости от своего профессионализма и вдохновения пытаются выйти из ситуации, организуют для участников экскурсии и другой энтертейнмент, но гонки он заменить не может. Да, такое бывает. И с этим ничего не сделать. К ветру и его отсутствию нужно просто быть готовым. Если вы не готовы, значит парусный спорт стоит заменить каким-то другим хобби.

В нашей практике были люди, которые спрашивали, не возвращаем ли мы деньги, если на регате было слишком мало или слишком много ветра. В первый такой раз я потерял дар речи и что-то промямлил. Потом привык и …. нет, не возвращаем.

Для того, чтобы вам понравились регаты, нужно:

— любить природу. Радоваться солнцу и ветру, морю и волне, бликам на воде и пальмам на берегу. Восхищаться тем, как красиво устроена Земля.

— любить людей. В регатах обычно участвует их достаточное количество, и с ними приходится общаться. Это не обязательная часть, но так было бы лучше. Парусный спорт = командный спорт, плюс вас будут окружать команды соперников. И среди всей этой людской массы будут совершенно разные люди. Если вы интроверт, то далеко не факт, что регаты вам понравятся.

— Быть азартным. Если вам не нужна победа, если вам не интересно соревноваться, если спортивный азарт вам не знаком, то как вы будете себе объяснять, зачем вы терпите всю эту качку, все эти крены и соленую воду в лицо?

Регаты бывают очень и очень разными.

Парусные соревнования, если они и правда соревнования, обычно проводят по вполне конкретным единым для всего мира правилам — ППГ (Правила Парусных Гонок). Их издает организация под названием World Sailing, мировая федерация парусного спорта. Каждые 4 года правила пересматриваются, и выходит новая редакция с изменениями или без. Поэтому ППГ обычно называются ППГ 2021-2024 и так далее. С формальной точки зрения, если регата проводится не по этим правилам, то это вообще не регата.

  1. Региональные чемпионаты классов. Например, чемпионаты страны, Европы или мира.

    Как правило, такие соревнования проводятся в одном классе яхт, то есть все яхты одинаковые — они так и называются One Design или монотипы. Обычно в таких соревнованиях участвуют более или менее серьезные спортсмены. Далеко не всегда профессионалы, но около того. Тем не менее во многих случаях можно попасть в такую гоночную команду, даже если вы новичок. Этот шанс может вам выпасть по одной единственной причине — за деньги. Парусный спорт — дорогой спорт. И некоторые владельцы яхт заранее оставляют 1-2 места в команде для новичков, которые оплатят часть расходов и будут выполнять простые механические функции, которым можно обучиться за пару часов и пару десятков вербальных унижений.

    Такие чемпионаты обычно формализованы и регламентированы, правила выдвигает и следит за их соблюдением одна из парусных федераций, которая поддерживает тот класс яхт, которые непосредственно участвуют в тех или иных соревнованиях. Этим обеспечивается честность и справедливость соревнований. Во многих таких чемпионатах строго выдерживаются даже составы команд, чтобы обеспечить линейность уровня спортсменов и не допустить, чтобы олимпийский чемпион гонялся в одном дивизионе со спортсменом среднего уровня.

    Чемпионаты классов — лучший и самый правильный вариант для тренировок, повышения скиллов и проверки своего спортивного уровня. Там всё честно и справедливо. Настолько, насколько это возможно.
  2. Сборные чемпионаты в разных классах. Например, соревнования IRC или ORC.

    IRC и ORC — обмерные системы лодок. Дело в том, что как и машины, все яхты едут по-разному и имеют очень разные скоростные и динамические характеристики. И чтобы разные лодки могли соревноваться между собой, их пытаются уравнять с помощью специального коэффициента, на который умножается итоговое время каждой яхты. Он называется гандикапом. Более медленные яхты с помощью гандикапа сокращают свое время, а более быстрые — увеличивают. В итоге гонки должны быть честными.

    Гандикап рассчитывается с помощью десятков показателей от длины яхты и ее массы до площади и количества парусов. После инспекций, обмеров и расчетов каждая яхта получает официальный сертификат с присвоенным ей баллом. Систем обмеров довольно много, но IRC и ORC — самые популярные в мире. Плохая новость заключается в том, что несмотря на сложность и кажущуюся детальность обмеров, гонки почти всегда оказываются нечестными. Нередко в прямом соперничестве двух лодок с одинаковым баллом одна из них всегда уезжает вперед, и с этим ничего не сделать. Более того, многие дизайнеры яхт пытаются проектировать лодки исключительно под соответствие выбранной системе обмеров, зная как она устроена и достигая тем самым лучшего из возможных балла. Поэтому гандикапные регаты стоит воспринимать в качестве хорошей тренировки, но не в качестве настоящего соревнования. Впрочем, если на такой регате оказывается 5 и более одинаковых яхт, то они, как правило, объединяются в один дивизион и соревнуются только друг с другом, чтобы не заморачиваться с гандикапом.

    Такие сборные гандикапные регаты — самый распространенный тип парусных соревнований в мире. Для проведения чемпионатов в одном классе в отдельно взятой акватории должно быть достаточно одинаковых яхт, что случается редко. Поэтому чемпионаты IRC и ORC столь популярны, несмотря на заведомую несправедливость результатов.

    Кроме гандикапа, в сборных чемпионатах есть и другая проблема — легионеры. Как правило, в соревнованиях IRC и ORC никак не регламентируется состав гоночных команд, и ничто не мешает участникам нанимать за деньги спортсменов любого уровня. Встречаются команды с никому не известными капитанами и пятью олимпийскими чемпионами, сидящими на веревках или стоящими за штурвалом. Рядовым спортсменам бороться с такими командами бессмысленно. А если еще и гандикап провальный, то с хорошим настроением уехать с такой регаты будет непросто.

    Большинство сборных чемпионатов любительские. Профессиональные спортсмены в них если и участвуют, то ради денег (в качестве разовых легионеров или за зарплату) или ради удовольствия. Это связано как раз с тем, что честное соперничество здесь практически исключено. Зато для новичков попасть в такие соревнование проще простого, как на коммерческой основе, так и в качестве замены, например, заболевшему члену команды. Кроме того, часто в таких регатах есть круизные и/или чартерные дивизионы, то есть, любой желающий может взять яхту в аренду, собрать команду и поучаствовать собственным составом.
  3. Клубные и спонсорские кубки. Например, Seanation CUP в Великобритании или кубок Loro Piana на Лазурке.

    Правила таких регат могут быть любыми на усмотрение организаторов. Они могут проводиться в одном классе яхт, как в пункте 1 нашего списка, и быть гандикапными, как в пункте 2. А может быть что-то третье, специально придуманное организаторами. Все зависит от целей и задач.

    Если это больше шоу и фестиваль, как, например,  Loro Piana, то зрелищность должна выходить на первое место. Поэтому среди участников много великих спортсменов и дорогих больших яхт. А новичку в такое мероприятие попасть или сложно, или совсем невозможно. Если же это закрытый клубный кубок, то он может проводиться только в одном классе яхт и только среди членов клуба, что делает вход для чужих полностью заказанным. Впрочем, бывает и что-то среднее, например — Seanation CUP. С одной стороны это клубный кубок для участников сообщества Seanation, проводимый на одинаковых (монотипных) яхтах Oceanis 37 с совершенно одинаковыми парусами и оснащением. С другой стороны в него можно попасть и со стороны как в качестве матроса, так и в качестве капитана с собственной командой. Несмотря на разнообразие условий и нюансов в клубных и спонсорских регатах, они обычно проводятся по ППГ и на самом деле являются регатами, пусть и с не всегда ярко выраженной спортивной составляющей.
  4. Развлекательные регаты и парусные фестивали. Например, Barcolana и наша AFR.

    Задачей проведения таких мероприятий является продвижение парусного спорта среди новичков, раскрутка тех или иных регионов среди туристов и просто развлечение для людей — как участников, так и зрителей. Обычно такие регаты довольно большие по масштабу, а по формату больше смахивают на сборные чемпионаты из нашего пункта 2, дополненные концертами, шоу-программами и другими развлечениями. Что, кстати, не мешает им оставаться регатами, так как гонки являются системообразующим звеном всего происходящего.

    Обычно на таких мероприятиях не придают большого значения соблюдению ППГ, а чаще адаптируют ППГ к тому, что происходит. Например, на той же Barcolana все стартуют под двигателями, потому что в ином случае количество столкновений яхт будет огромным из-за невероятной плотности на стартовой линии. А для круизных дивизионов AFR мы вообще сильно урезали и переизобрели гоночные правила, так как большинство участников — новички, и им будет сложно ориентироваться в ППГ. Да, с формальной точки зрения такие регаты скорее флотилии. Но с общечеловеческой все же регаты, так как гонки проходят каждый день, и всё остальное вертится вокруг них. А еще есть дивизионы, награждения, победители и проигравшие. И все это абсолютно всерьез.

    Такие регаты — лучший выбор для тех, кто хочет познакомиться с парусным спортом без особых финансовых жертв и психологических травм. Хорошей метафорой таких соревнований выглядит какой-нибудь городской марафон для всех желающих — время, за которое бежит большинство участников, спортивным назвать трудно, но бежать все же нужно. И бежать до конца. Все вышеуказанные сложности могут и будут присутствовать: переменчивый от штиля до шторма ветер, качка разной интенсивности, соперники, нервничающий капитан и т.д. Назвать такие мероприятия полнофункциональной демо-версией настоящих регат будет правильно и корректно. А вот ожидать, что это будет похоже на легкую прогулку дефилирующей походкой — нет. Это стоит держать в голове прежде, чем соглашаться на участие в подобном мероприятии.

  5. Флотилии. Они же не регаты.

    Это скопления разных яхт, которые движутся все вместе без какого-либо соревнования, встают в красивые геометрические конструкции на якорных стоянках и швартуются в одни и те же марины. Часто такие ивенты проходят под заголовками со словом «регата», но никакого отношения к парусному спорту они не имеют. Если вы хотите, чтобы вас симпатично покатали на лодке, то вам туда.

    Флотилии — хороший способ понять, нравится ли вам сам факт нахождения на яхте, и любите ли вы людей. Гораздо дешевле и комфортнее проверить первый пункт можно, собрав группу друзей и арендовав яхту с капитаном самостоятельно — как правило стоимость всего двух-трех мест во флотилии равна стоимости целой яхты при самостоятельной аренде. Впрочем, некоторые флотилии обеспечивают вполне хороший уровень энтертейнмента на берегу: концерты, шоу, мастер-классы и прочее. Это тоже может стать причиной для классной поездки. И да, флотилии в отличие от регат — путешествия. Так как они передвигаются с места на место каждый день, а регаты, как правило, каждый день после гонок возвращаются в одну и ту же марину. Если конечно это не AFR, где мы умудряемся и гоняться и передвигаться.

На этой прекрасной рекламной ноте позвольте откланяться. Всем парусный спорт!